Авто.ру,
5 сентября 2022 г.
ОСАГО подорожает, выплаты сократятся: все изменения сентября 276 просмотров
Центробанк в очередной раз расширил тарифный коридор базовых цен на ОСАГО. Теперь страховые компании смогут использовать более высокие начальные ставки, что наверняка приведёт к росту стоимости автогражданки. Решение ЦБ объясняется подорожанием запчастей, и, чтобы автомобилисты не остались без ремонта, Центробанк разрешил страховщикам рассчитывать его стоимость с учётом цен запчастей-аналогов. Это, по мнению экспертов, снизит размер страховых выплат. Рассказываем, что происходит и чего ждать автовладельцам.
Границы тарифного коридора для частных владельцев легкового транспорта раздвинутся на 26% вверх и вниз с 13 сентября. С этого момента страховые компании вправе устанавливать базовую ставку в диапазоне от 1646 до 7535 рублей — то есть стоимость полиса для одного и того же водителя, в теории, может отличаться в 4,5 раза! Самой высокой границей новых коридоров станет максимальная ставка для автомобилей такси: 15 756 рублей.
Впрочем, в РСА уверены, что расширение тарифного коридора не окажет заметного воздействия на стоимость полисов для большей части водителей — благодаря конкуренции между страховщиками. Гораздо сильнее на тарифы повлияет другое нововведение — учёт стоимости неоригинальных запчастей при расчёте выплат.
Почему аналоги заменяют оригинальные запчасти
Страховые компании уверены, что возможность рассчитывать стоимость ремонта с учётом цен запчастей-аналогов позволит сдержать подорожание полисов ОСАГО. Участники рынка полагают, что решение ЦБ учитывать в расчётах неоригинальные детали спасает автомобилистов от ещё более высоких трат на ОСАГО.
Оригинальные запчасти стали исчезать весной, когда автомобильные компании остановили официальный импорт и подняли цены на свою продукцию. На тот момент в справочниках уже имелись аналоги, но использовать в расчёте можно было только те из них, которые стоили не меньше 30% от цены оригинала. Теперь же страховые компании вправе ориентироваться на весь представленный на российском рынке ассортимент аналоговых запчастей.
Как пояснил в беседе с Журналом Авто.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству не уступают оригинальным и производятся на тех же российских заводах. Но после введения санкций фирменные узлы стало невозможно производить или они подорожали в несколько раз. Всё это привело к резкому росту цен. «Ситуация с ценами на запчасти автопроизводителей из недружественных стран взвинтила средние цены в справочниках. А если оригинальных запчастей нет на рынке, то и цены на аналоги тоже сильно растут», — объясняет эксперт.
Новая методика позволит рассчитывать стоимость ремонта по тем ценам на запчасти, которые фактически есть на рынке. Страховщики и раньше использовали аналоги запчастей, но теперь выбор у них будет больше, добавил представитель РСА. «Раньше была зона отсечения 30% от цены оригинала. Например, оригинальный бампер Hyundai стоит 30 тысяч рублей. А такой же бампер, собранный на российском заводе, за 5 тысяч рублей уже не попадал в расчёт. Сейчас сделано уточнение: такие аналоги тоже можно брать, если более дорогих вариантов нет на рынке».
Страховые выплаты могут стать меньше
Из-за того, что страховщики теперь будут учитывать в расчётах более дешёвые запчасти, суммы выплат пострадавшим могут снизиться. Правда, в РСА заверили, что массового снижения выплат произойти не должно, так как цены формируются исходя из актуальных рыночных.
«Возьмём тот же бампер за 30 тысяч рублей и за 5 тысяч рублей. Некоторые думают, что цена при расчёте выплаты берётся средняя, но это не так. Если одна запчасть стоит 30 тысяч, а есть ещё десять аналогов по 8 тысяч рублей, то цена в справочнике на эту позицию будет 10 тысяч рублей. Дилер её продаёт ещё дороже — по нашим расчётам, в 1,6 раза. Но ведь на негарантийной машине к дилеру на ТО с дорогими фирменными запчастями и расходниками мало кто ездит — владельцы пытаются экономить. Так и на рынке страхования — мы формируем цены, исходя из рыночных цен большинства поставщиков, а не по дилерским прайс-листам с большими наценками», — объяснил Евгений Уфимцев.
В июне РСА уже меняла справочники запчастей, в которых стоимость компонентов выросла в среднем на 28%. И уже два месяца, по словам страховщиков, стоимость полиса ОСАГО не повышалась, хотя расходы компаний на ремонт росли.
В пресс-службе компании «Росгосстрах» Журналу Авто.ру эту информацию подтвердили: «С начало года средний размер страхового возмещения по ОСАГО увеличился на 12%». При этом страховщик предположил, что до конца текущего года следует ожидать увеличения цен на ОСАГО, сопоставимого с ростом стоимости запасных частей для автомобилей.
Почему страховщики выбирают выплаты, а не ремонт
Из-за увеличения сумм выплат страховщики теперь предпочитают перечислять деньги, а не отправлять пострадавших на ремонт. Кроме того, в большинстве случаев ремонт не получалось делать в установленные законом сроки. Как объяснили в РСА, нельзя закупать запчасть для ремонта, если срок её поставки больше чем две недели. Если страховая компания решится заказать деталь со сроком поставки в один месяц, она проиграет любой суд — так как по закону на весь ремонт отводится 30 дней.
«В ОСАГО мы страхуем гражданскую ответственность, и тут страховые компании не могут формировать запас запчастей, потому что не знают, какие именно машины могут пострадать. Поэтому страховщики делают выбор в пользу выплат, если видят, что не укладываются в 30-дневный срок ремонта», — пояснил Евгений Уфимцев. При этом с ремонтом по каско, добавил эксперт, ситуация проще, так как в этом случае клиенты могут договориться со страховщиком об увеличении сроков ремонта и заказать нужные запчасти.
Ещё весной страховое сообщество предлагало два пути решения проблемы с ОСАГО: увеличение срока до 60 дней или использование в ремонте б/у деталей. В последнем случае требовалось сформировать правила, какие запчасти можно брать (например, бампер или крыло), а какие нельзя (тормозные колодки, фильтры). Центробанк был готов пойти на такой шаг, если Минпромторг сформирует список запчастей, но ведомство пока занимается налаживанием импорта комплектующих. Не исключено, что через какое-то время и подержанные запчасти всё-таки появятся в страховых справочниках.
Насколько в итоге подорожает ОСАГО
В страховом доме ВСК считают, что все последние изменения приведут к логичному росту стоимости полисов ОСАГО. Но эти изменения отвечают текущей рыночной ситуации, полагают в компании. «Ожидаем, что к концу года полисы ОСАГО в среднем дополнительно могут подорожать на 5–7%, в первую очередь это коснётся водителей, которые чаще других попадают в ДТП», — пояснил Журналу Авто.ру представитель страховщика.
По предварительным оценкам РСА, только около 20% водителей, которые считаются аварийными, заметят повышение стоимости полиса — примерно на 20%. Ещё у 60% автомобилистов (тех, кто не попадает в ДТП) произойдёт повышение цены максимум на 8%, либо цена вообще не изменится. Оставшиеся 20% водителей увидят рост цен на ОСАГО на 10–15%.
В среднем, полагают в РСА, подорожание полиса составит около 500 рублей. В Москве средняя стоимость ОСАГО сегодня 8 тысяч рублей, а в регионах — меньше 6 тысяч рублей, и для всех даже такое повышение может оказаться существенным. Тем не менее страховщики считают такую прибавку адекватной.
Наименее аварийной и самой ценной для страховых компаний является группа водителей в возрасте более 35 лет, со стажем вождения от 10 лет, при КБМ менее 0,7 — но они меньше остальных ощутят колебания цен на ОСАГО. При КБМ 0,8 страховая считает водителя менее надёжным, и тариф для него будет выше. При этом, по словам представителя РСА, на рынке существует конкуренция страховых компаний, и любой водитель из «удобной» категории сможет найти хорошую для себя цену. Лучше, говорит эксперт, подбирать полис через личного менеджера с доступом к специальным тарифам и скидкам, чем через интернет-агрегаторы.
«Страховщики делают разные предложения, конкуренция на рынке хорошая. Постоянным клиентам с хорошим КБМ не повышают цены существенно. Но мы сейчас видим, как растут убытки страховщиков, как растёт средняя цена выплат. Поэтому происходящие изменения справедливы», — говорят в РСА.
Что будет с повышением лимитов по здоровью и отменой износа запчастей
Как только стабилизируется ситуация с ценами на запчасти, Центробанк вернётся к вопросу об увеличении лимитов выплат по жизни и здоровью. Эти нормы уже готовы и согласованы, однако ввести их пока не решаются — ведь это подразумевает очередное подорожание полиса для водителей. Сегодня максимальный лимит выплат по жизни и здоровью составляет 500 тысяч рублей, но его планируют повысить до 2 млн рублей. Кроме того, ЦБ намеревался отменить практику расчёта стоимости ремонта с учётом износа запчастей.
Впрочем, если цены на запчасти в обозримом будущем снизятся, повышение лимитов выплат может пройти без увеличения стоимости полисов. Но вторая часть страховой реформы с отменой износа в любом случае приведёт к росту стоимости страховки, считают в РСА. Именно поэтому эти два этапа будут вводить постепенно, чтобы очередное подорожание ОСАГО не вызывало резкой критики автомобилистов.
Екатерина ДЕМИШЕВА
Вся пресса за 5 сентября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
3 декабря 2024 г.
|
|
ПРАЙМ, 3 декабря 2024 г.
Минсельхоз ожидает рост доли застрахованных посевных площадей в России
|
|
Office life, Минск, 3 декабря 2024 г.
Страховые взносы в Беларуси за 10 месяцев выросли почти на 19%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2024 г.
Изменение климата означает перестройку рынка передачи рисков: S&P
|
|
Коммерсантъ онлайн, 3 декабря 2024 г.
Ущерб от ураганов в 2024 году составит €133 млрд
|
|
Парламентская газета, 3 декабря 2024 г.
В 2024 году аграрии получили более 5,1 млрд рублей страховых выплат
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2024 г.
КАСКО — добровольное страхование автомобиля или интересов кредиторов?
|
|
ТАСС, 3 декабря 2024 г.
Объем страховых выплат аграриям РФ с начала года составил 3,3 млрд рублей
|
|
Вечерний Челябинск, 3 декабря 2024 г.
В Челябинске мошенники предлагают переоформить полис ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2024 г.
В США растет спрос потребителей на услуги страховщиков в области устойчивого развития
|
|
Ведомости онлайн, 3 декабря 2024 г.
«Мой экспорт»: 200 субъектов МСП оформили страхование отсрочки платежа
|
|
РБК (RBC.ru), 3 декабря 2024 г.
Карельские аграрии до конца года получат 14,6 млн руб. господдержки
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2024 г.
Рынок катастрофных облигаций готовится к рекордному году из-за роста спроса
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 3 декабря 2024 г.
Расходы на медицину в Свердловской области возрастут
|
|
Агроэксперт, 3 декабря 2024 г.
Мультирисковое страхование посевов ускорилось в РФ
|
|
Газета.Ru, 3 декабря 2024 г.
Мужчина застраховал жизнь жены, столкнул ее в море и потратил деньги на проституток
|
|
Адвокатская газета, 3 декабря 2024 г.
Верховный Суд обобщил практику по делам, связанным с применением законодательства об ОМС
|
|
korins.ru, 3 декабря 2024 г.
Страховщики разработают инструкцию для юристов по судебным спорам с участием аварийных комиссаров
|
 Остальные материалы за 3 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|